Музей "Дом Машарова"

Музей "Дом Машарова" расположен в старинном особняке(кон. XIX в.), принадлежавшем Н.Д. Машарову, известному тюменскому промышленнику - владельцу чугунолитейного завода (ныне - Тюменский станкостроительный завод). После национализации особняка в 1919 г. в нем более 70 лет располагалась детская консультация. В 1991 г. здание передано Тюменскому областному краеведческому музею. В 1994 г. после реставрации в здании открыт музей с постоянно действующей экспозицией "Семейный альбом" и площадями для временных выставок.

 

Наши выставки:

 

 «Слетались к лампе мотыльки». Посетители увидят коллекцию осветительных приборов конца XIX-  первой половины XXвв.: около 70 подсвечников, керосиновых ламп и фонарей из музейных фондов и частной коллекции Н.Н.Мелентьева.  Экспозиция дополнена редкими книгами, фотографиями, живописью, предметами из металла, стекла, керамики, фарфора.

 

 «Сны о старой Тюмени». В преддверии 425-летию основания Тюмени и 145-летию открытия в нашем городе первой профессиональной фотомастерской посетители могут познакомиться с работами первого тюменского фотографа Константина Высоцкого (1836-1886) и увидеть подлинные раритетные фотографии, не выставляющиеся десятилетиями. Ощутить магию фото, сохранившего для потомков на протяжении полутора веков мгновения из жизни родного города.

 

 «Семейный альбом». Путешествуя по старинному особняку, посетители смогут оценить всё великолепие интерьеров городского дома к. XIX–н. XXвв., познакомиться со старинными предметами, узнать о быте, правилах воспитания и этикета в традиционной тюменской семье. Стоимость билетов от 10 до 50 руб. Экскурсионное обслуживание (группа 1–10 чел.) от 200 руб.

 

 «Китовая эпопея». Посетители узнают о том, как сотрудники тюменского музейного комплекса добыли скелет гренландского кита в рамках экспедиции «Гыдан-2006», испытав при этом немало трудностей и приключений. Стоимость билетов 50 руб. Экскурсионное обслуживание (группа 1–10 чел.) от 200 руб.

 

Выставка «Тайны планеты и чудо ее…» (с 5 октября). На выставке представлена геологическая история Западной Сибири.

Тюменский областной краеведческий музей им И.Я. Словцова

Музей был основан в 1879 г. Иваном Яковлевичем Словцовым (1844 – 1907 гг.) – известным учёным – энциклопедистом, директором Тюменского Александровского реального училища. Немалый вклад в создание его коллекций внёс Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836 – 1901 гг.), тюменский, а позднее московский купец и меценат.  Тюменский музей с самого основания формировался как многопрофильный краеведческий и научный музей.

Он всегда входил в число крупных музеев Сибири. Такое значение музей сохраняет и в настоящее время. Музей состоит членом ряда организаций российского музейного сообщества: ИКОМ России, Союза музеев России.

 

 Сегодня в состав ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова», помимо фондохранилища, входят пять музеев - филиалов, экспозиции которых посвящены различным аспектам естественной, социальной и культурной истории края. Собрание музея в настоящее время насчитывает более 300 000 единиц хранения. К числу раритетов по праву относятся издания славянских первопечатников Франциска Скорины и Ивана Фёдорова, напрестольный крест – энколпион царя Алексея Михайловича, уникальная коллекция, связанная со становлением и развитием тюменского нефте-газоносного региона, редчайшие документальные источники, пр.  ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И. Я. Словцова» – одно из ведущих учреждений культуры Тюменской области, которое объединяет пять различных музеев и во многом определяет культурный облик Сибири. Выставки краеведческого направления в Музее-усадьбе Колокольниковых, музеях «Дом Машарова» и «Городская Дума»; живопись, графика и скульптура Музея изобразительных искусств, а также замечательная археологическая экспозиция музея-заповедника на оз. Андреевском – вот то, что, наряду с увлекательными программами, экскурсиями и привозными проектами, ждёт посетителей «Музейного Комплекса».

 

           ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И. Я. Словцова» – одно из ведущих учреждений культуры Тюменской области, которое объединяет пять различных музеев и во многом определяет культурный облик Сибири. Выставки краеведческого направления в Музее-усадьбе Колокольниковых, музеях «Дом Машарова» и «Городская Дума»; живопись, графика и скульптура Музея изобразительных искусств, а также замечательная археологическая экспозиция музея-заповедника на оз. Андреевском – вот то, что, наряду с увлекательными программами, экскурсиями и привозными проектами, ждёт посетителей «Музейного Комплекса».

 

         В мае 2008 года было принято решение (распоряжение Правительства Тюменской области от 21.05.2008 № 547-рп) о слиянии двух государственных музеев (Тюменского областного краеведческого музея и Тюменского областного музея изобразительных искусств) и создании на их базе государственного учреждения культуры Тюменской области «Музейный комплекс». 20 мая 2009 года ГУК ТО «Музейный комплекс» присвоено имя Ивана Яковлевича Словцова» (распоряжение Правительства Тюменской области от 10.03.2009 г. № 207-рп, ОГРН от 20.05.2009).

 

       В собрание музейного комплекса вошла коллекция русского искусства XVII – нач. XX вв., одна из лучших в провинциальных собраниях России, уникальные коллекции тюменской деревянной резьбы, тобольской резной кости, искусства народов Севера, пр.Музейные выставки, на которых представлены объединённые краеведческие и художественные коллекции, стали более представительными и разнообразными.

 

     21 июня 2010 г. вышло распоряжение Правительства Тюменской области №805-рп об изменении типа государственного учреждения культуры Тюменской области «Музейный комплекс им. И.Я.Словцова» на государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Музейный комплекс им. И.Я.Словцова». Музей начал работать в новых хозяйственных условиях.

 

       В центре города продолжается строительство нового музейного комплекса, в состав которого входит новое здание фондохранилища и экспозиционные корпуса. Завершение строительства и новые современные экспозиции станут прекрасным подарком всем жителям и гостям Тюменского края.

Площадь Памяти

В городе Тюмени на улице Мельникайте, 111 располагается мемориальный комплекс «Площадь Памяти», посвященный военным. В него входит: памятник воинам, умерших от ран в госпиталях, братская могила, мемориал «свеча», памятник жертвам сталинских репрессий и памятник узникам концлагерей. Здесь установлена военная техника: 2 пушки, танк и БМП. Технику можно потрогать, полазить на ней, чем и занимаются детвора и ребята постарше.

На площади Памяти проходят празднования в честь дня Дня Победы 9 мая.

 

Ранней весной 2000г начались работы по созданию мемориала. Установили огромные пилоны, на которых выгравированы фамилии всех тюменцев, а это более 6,5 тысяч погибших на войне за Родину. Стройку закончили в 2003г. Над созданием мемориала трудились архитекторы В. Анисимов и Р. Сахабутдинов.

 

Высокая стела в виде свечи,находящаяся в центре площади символизирует скорбь по погибшим в войнах за нашу державу. Негаснущий огонь свечи говорит о вечной памяти и благодарности в наших сердцах погибшим воинам.

 

Самый первый из памятников, установленных на площади Памяти – Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях г. Тюмени в 1941-1945гг.
Исследователи до сих пор не могут прийти к одному мнению, сколько всего госпиталей в годы войны располагалось в Тюмени. Называются разные цифры – 19, 26, 27. На этот счет есть высказывание тюменского краеведа Александра Петрушина:

 

«Путаницу вызвало то, что многие госпитали прибывали в Тюмень буквально на три-семь дней, а потом следовали дальше на Восток».

 

По мнению А.С. Иваненко, все-таки было 11 госпиталей, и они располагались в 26 зданиях. Головной стационар был размещен в здании современной архитектурно-строительной академии.

 

26 апреля 2007г на конструкции над Вечным огнем возле памятника, умершим от ран в госпиталях во время ВОВ были установлены три колокола, отлитые в городе Каменск –Уральский. Самый большой колокол весит 326 килограммов. Второй колокол чуть меньше – 164 килограмма. На нем икона архангела Михаила. Надпись гласит: «Защитникам нашего Отечества от благодарных жителей града Тюмени в лето 2007 от Рождества Христова”. Третий колокол весом 90 кг. На нем икона Спаса Нерукотворного и надпись: “Спаси и сохрани”.

 

В день памяти воинов, погибших при защите Отечества – 5 ноября 2011 года на площади будет установлена «Стена Памяти». Здесь появится огромный баннер с фотографиями фронтовиков.

Историческая площадь

На одном из самых высоких мест в Тюмени находится площадь, названная Исторической, потому, что именно здесь был основан город более чем 400 лет назад. Крепость, построенная казаками, постепенно переросла в город Тюмень. В память об этом здесь установили Камень-памятник с выгравированной памятной надписью.

 Еще один памятник находится на Исторической площади в память Ермака и его товарищей, имеющий вид высокого чёрного креста. Рядом расположенный сквер также носит имя этого достойного прославления атамана. Сквер реконструировали, облагородили новыми насаждениями, покрытие аллей заменили, а сами аллеи теперь освещаются. В планах тюменской администрации поставить новый достойный памятник Ермаку.

 

Также здесь находится традиционное место для молодожёнов — Мост влюблённых, сквер и Краеведческий музей.

 

Краеведческий музей имени Ивана Яковлевича Словцова находится в здании, где раньше размещалась Городская Дума. Экспонаты музея, а их более трёхсот, отображают историю и природу этого сибирского края, в музее хранятся известные полотна талантливых живописцев и древние печатные издания.

 

На площади 9 мая 1968 года был установлен мемориал «Вечный огонь». Центральное место монумента занимает обелиск. Его высота — 28 метров. Создала его художественная мастерская из Ленинграда. По замыслу авторов, обелиск — это стилизованный меч, оружие древних воинов. За обелиском — стена с барельефом, изображающим героизм военных лет, Родину мать, сразившую фашизм. Поверженное чудовище, лежащее у ног Родины мать.

 

На пилоне у вечного огня написаны имена тюменцев — Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы.

Мост влюбленных

Вантовый мост, соединяющий берега реки Тура, раньше назывался банально «Пешеходный», но в народе его прозвали «Мост влюблённых». До 1079 года, пока не разрушился, мост был деревянным, а в восьмидесятые его успешно восстановили и облагородили.

 

Так как влюблённые пары по традиции назначают здесь свидания, администрация, не без помощи радио «Красная Армия», постановило официально признать такое красивое название, как «Мост влюблённых». Это событие решили соединить с празднованием Дня города, 26 июля, а ритуальную красную ленту было предложено перерезать именно молодоженам. Вот так и родилась замечательная традиция посещать этот мост в День свадьбы.

 

Некоторые пары выдумывают что-нибудь оригинальное, феерическое или просто занимательное, другие подхватывают — глядишь, а это уже ритуал. Кто-то из новобрачных повесил первый замочек любви на перилах моста, а другие, романтически настроенные новобрачные подхватили, и, как следствие, появилась еще одна обязательная символическая процедура, скрепляющая сердца влюблённых навечно посредством обычного хозяйственного замка. Если ключик выбросить в воду и искренне верить в действенность данного обряда, брак просуществует очень долго и семья проживет долгую и счастливую жизнь.

 

На мосту имеются часы, чтобы сверять время и отсчитывать минуты до появления любимого человека. Можно тему времени развивать бесконечно, например, «время не властно над чувствами», или «время для любви есть всегда». Тем не менее, часы это прекрасное дополнение к современному облику «Моста влюблённых», а в вечернее время освещение на мосту создаёт определённую романтическую обстановку.

Тюменский театр кукол

Первые спектакли профессиональной труппы состоялись в Тюмени сразу после войны, в 1945 году. Официальный статус областного театра она получила много позже, но фактически именно таковой и была, благодаря своей мобильности. Весь юг, а после и север Тюменской области, часть соседних областей в 50-80-ые годы были знакомы с тюменскими кукольниками. Только в 1972 году труппа обрела настоящий дом – современное здание из стекла и бетона со зрительным залом на 400 мест. С этого времени одной из традиций театра становится выпуск спектаклей для взрослых зрителей, хотя главное направление деятельности – детские спектакли.

Спектакли, отмеченные наградами:

 

«Карлик Нос» по сказке В. Гауфа – Диплом Министерства культуры СССР за участие в фестивале драматического искусства  ГДР, Диплом фестиваля за лучшую мужскую роль С. Железкину, Москва, 1981г.

 

«…забыть Герострата» Г. Горина - премия Тюменского комсомола в области литературы и искусства, 1981г.

 

“По щучьему велению”- кубок и диплом “За лучший спектакль” на  Общепольском фестивале русских и советских пьес в г. Лодзь, 1985 г.

 

«Кот в сапогах» - «Специальная премия критики за развитие традиций русского театрального авангарда 20-х годов» на 1 Межрегиональном фестивале «Югорская театральная весна»,1997 г.

 

«Сэмбо», «Канакапури» - лауреаты Тюменского областного открытого театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек».

 

«Король-Олень» - лучший спектакль фестиваля «Золотой Конёк-2004»

 

«Король-Олень»; «За лучшую мужскую роль» - Вадим Ерёменко,- «За лучшее музыкальное оформление» - Ольга Двинина - на Ш региональном фестивале театров кукол Сибири «У Арлекина», г. Омск, 2006 г.  

 

"Поющий поросёнок" - лучший спектакль фестиваля "Золотой Конёк-2008"; "За лучшую мужскую роль" - Владимир Кузьмин (Волк); "За честь и достоинство" - засл. арт. РФ Александр Васильевич Глебов. Спецпризы жюри: "За лучшую мужскую роль" - Антон Нестеренко (Поросёнок), Александр Ганичев (Заяц), "За эксперимент в сценографии" - Анастасия Кардаш.

 

Участие в   V Международном фестивале театров кукол им. Сергея Образцова со спектаклем "Король-Олень", октябрь 2008 г.  

 

Гастроли театра: Москва, Ташкент, Полтава, Лодзь (Польша), Сержи Понтуаз, Нонтек (Франция), города Уральского региона, Тюменской области,  участник проекта УНИМА «Популярные кукольные герои мира в живых традициях театров кукол», представлял Россию в международной компании  «Евромарионетки» (1994 г.) во Франции, Италии, Словении, Испании.

 

Тюменский театр кукол – участник всех фестивалей кукольников Уральского региона, организатор 3 из них – в самые  нелёгкие для искусства и культуры годы. С 2006 г. мы проводим открытый фестиваль-конкурс театров кукол "Золотой Конёк", ставший уже всероссийским, на который съезжаются коллективы со всей России. Наши спектакли становились лауреатами "Конька" ЧЕТЫРЕЖДЫ, как "Лучшие спектакли", побеждали и в других номинациях.

 

"Золотой Конёк-2010" принёс нашему коллеткиву награды в 3 основных номинациях" "Лучший спектакль большой формы", режиссёр Сергей Грязнов,"Лучшая сценография"- Сергей Перепёлкин, "Лучшая женская роль"- Надежда Черемнова и Спецприз жюри - Юрий Фёдоров - за спектакль "Двенадцать месяцев"!

Знаменский кафедральный собор


Знаменский кафедральный собор – главный, один из древнейших и самых красивых православных храмов Тюмени, вызывающий невольное восхищение своей архитектурой у каждого, кто видит его впервые. Здесь находится кафедра Высокопреосвященнейшего Димитрия, правящего Архиерея Тобольско-Тюменской епархии, который является настоятелем собора. С начала 2000-х годов по 2008 г. Знаменский кафедральный собор был центром церковного округа - Тюменского благочиния, которое включало в себя г. Тюмень, Тюменский, Исетский, Нижне-Тавдинский, Ялуторовский, Заводоуковский, Омутинский, Юргинский районы, города Ялуторовск и Заводоуковск.

 

Древняя и славная история собора

 

Расположенный по улице Семакова, 13 (до 1922 г. - ул. Подаруевская), собор представляет собой очень яркий пример разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет.

 

Точная дата основания церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», к сожалению, остается неизвестной, она колеблется между 1624 и 1659 годами. Первая деревянная церковь сгорела в пожаре 1697 года, затем была восстановлена и вновь уничтожена огнем в 1766 году. В 1768 году на месте сгоревшей деревянной была заложена каменная церковь. Основные этапы строительства были завершены в 1786 году.

 

Первая каменная церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезной и главного храма. В трапезной на правой стороне находился теплый придел во имя Иоанна Златоуста, в котором зимой совершалось Богослужение, а главный – Знаменский – был рассчитан только для летнего периода. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Четырехугольная колокольня состояла из двух ярусов. Под первым ярусом на лицевой стороне, над крышей крыльца, имелось углубление в виде круглого окна, внутри которого была вставлена стеклянная рама с иконой Страшного суда. Икона находилась здесь до 1837 года. Затем ее поместили на стене в паперти, а прежнее место украсили иконой «Знамение». В написании икон для Знаменской церкви принимали участие два местных мастера живописи: тюменский мещанин Е.К. Соломатов и тобольский живописец, ямщик Ф.И. Черепанов.

 

В декабре 1850 года был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из холодной в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В. Иконникова. Во время реконструкции здания в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный, во имя святителя Иоанна Златоуста (сгорел в конце XIX века).

 

Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви был высажен сад в церковной ограде. В 1880 году деревянный пол в церкви заменен чугунным.

 

В 1901 году на средства екатеринбургского купца-мецената М.И. Иванова к Знаменской церкви были пристроены два придела – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя святителя Иоанна Златоуста. На пожертвования купца М.И. Иванова в 1904 году к церкви пристроен еще северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня.

 

Сейчас Знаменский собор представляет собою хотя и сложное, но целостное сооружение, очень интересный и редкий образец русского барокко в Сибири.

 

Однако страницы истории Церкви – это не только красота и чистота архитектурной культуры, но, прежде всего, утверждение и сохранение православной веры, без которой немыслима вся многовековая жизнь Сибири. Знаменская церковь одна из первых после Свято-Тоицкой монастырской школы находилась у истоков духовного образования в Тюмени и в близлежащих сельских приходах. Со второй половины XIX века почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы, однако еще в первой половине ХIХ столетия в городе уже находилось одно уездное и два приходских училища: Знаменское, образованное 21 мая 1820 года, и заречное, Вознесенское, образованное 24 августа 1852 года. К 1917 году в Знаменском приходе уже существовали женская гимназия, высшее начальное училище и приходская школа. Обучавшихся к 1920 году было до 20 мальчиков и 30 девочек.

 

В 1913 году в храме состоялось торжество по случаю переименования Знаменской церкви из приходской в соборную. В 1929 году Знаменский собор закрывают. С 1930 по 1944 гг. здание собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС.

 

Интересен такой факт из советской истории Знаменского собора. В июне 1965 года вокруг собора бригадой из 9 рабочих механического завода за несколько дней была сделана металлическая ограда. Все работы осуществлялись по письменному указанию секретаря горисполкома Н.К. Сироткина и директора механического завода С.В. Емельянова, которые приняли к исполнению заказ Церкви. В итоге оба получили по выговору от бюро горкома КПСС с занесением в учетные карточки.

 

На 1980 год в Тюмени функционировало только два православных храма: Знаменский и Всех Святых.

 

Главная святыня собора – икона Божией Матери «Знамение». Многочисленные списки с иконы «Знамение» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся Дионисиево-Глушицкая, Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие иконы. С 1852 года тюменский образ Божией Матери «Знамение» стал почитаться как чудотворный и был перенесен за правый клирос, в новый резной киот. Первое явление чуда связано с эпидемией холеры в 1848 году. Именно в это гнетущее время, как указывается в летописи Знаменской церкви, прихожанину С.Е. Зубареву приснилась икона «Знамение» Божией Матери.

 

Во сне ему открылось, что, если эту икону снять с колокольни и пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится. Этот сон Зубарев сообщил прихожанам. В воскресенье, 8 августа, сняв икону с колокольни, они совершили перед ней молебное пение, занося в свои дома. С 7 по 17 августа уже все жители Тюмени прибегли с мольбой к Божией Матери, и икона была обнесена вокруг города. Смертность от холеры пошла на убыль, а затем прекратилась и сама болезнь. Это проявление милости Божией через икону «Знамение» Пресвятой Богородицы возбудило в душах верующих особое благоговение, и она с этого времени навсегда оставалась в помещении церкви.

 

В апреле 1992 г. настоятелем собора протоиереем Валерием Гордеевым были привезены 4 колокола, которые ранее находились на дальневосточных маяках приморского края «Милютин», «Аскольд», «Песчаный» и «Датта». Колокола были переданы Церкви ходатайством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Главнокомандующего военно-морским флотом адмирала В. Чернявина. Колокола для маяков были отлиты еще до революции в г. Тюмени компанией «Торговый дом Гилева П.И. Сыновья». Два колокола установили в Знаменском соборе, а два других были установлены на колокольне в Тобольске.

В 1994 году в Тюмени возобновилась традиция Крестных ходов. Первый Крестный ход состоялся от Знаменского собора до Троицкого монастыря на празднование Святой Троицы.

В 2002 году за счет средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице собора были установлены 12 новых колоколов.

В 2003 году за счет пожертвований прихожан на соборе были заменены купола и кресты. Реставрация собора продолжается и по сей день.

При Знаменском кафедральном соборе работает первое духовное образовательное учреждение Тюмени нового времени – Воскресная школа. Открывшаяся в 1991 году и насчитывавшая в то время 20 учащихся, сегодня это крупнейшая Воскресная школа юга Тюменской области, в которой знакомятся с основами православной культуры около 200 детей в возрасте от 4 до 16 лет. Они изучают Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, жития святых.

В школе постоянно работают две изостудии, два хора, кружки рукоделия, лепки, фотодела. Дети принимают активное участие в подготовке и проведении всех церковных праздников и городских мероприятий.

Михайло-Архангельская церковь

Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь, как и большинство иркутских храмов, первоначально была деревянной. Она была выстроена на средства посадского Емельяна Югова – мореплавателя и торговца – в 1738 году. Нижний ее придел во имя свщмч. Харалампия был освящен св. Иннокентием (Неруновичем) 24 января 1739 года.

Верхний придел, как сообщает летопись Вас. Кротова, строили казаки и 18 июня 1746 года наместником Вознесенского монастыря, архимандритом Нафанаилом. Он был освящен во имя архистратига Михаила. В этом же году прихожане начали подписной сбор средств для строительства каменного здания церкви.

 

Почти через тридцать лет, в 1777 году, когда вкупе с капиталом купца Емельяна Югова, оставшимся от постройки деревянной церкви и пожертвованными купцом Василием Балакшиным 15 тысячами рублей, набралась необходимая сумма, иркутский архиепископ Михаил (Миткевич) заложил фундамент для строительства каменной церкви.

 

За четверть века – с 1779 по 1806 год – Харлампиевская церковь стала двухэтажным пятипрестольным храмом. 6 сентября 1782 в новом каменном здании был освящен нижний престол во имя архистратига Михаила, поэтому вся церковь стала именоваться Архангельской. Через два года, 23 августа 1784 года, был освящен северный придел во имя свщмч. Харалампия. Эти два придела зимнее время отапливались, для чего закупали до 45 саженей дров.

 

На втором этаже один за другим было освящено три летних придела – св. Жен Мироносиц – 22 августа 1787 года, Успения Божией Матери – 15 августа 1790 года и св. Иннокентия Иркутского в 1806 году. В 1878 году предел св. Иннокентия Иркутского был упразднен и объединен в один – Жено-Мироносицкий.

 

В одной связи с церковью была построена каменная колокольня. 24 декабря 1797 г. на нее был поднят большой колокол весом 263 пуда 20 фунтов, «особенное усердие к созиданию» которого имели иркутские купцы М. Сибиряков и староста церкви А. Апрелков.

 

Храм имел богатую церковную утварь и ризницу. По свидетельству летописцев, иконы были украшены серебряными под золото ризами, общий вес которых составлял более 7 пудов.

 

В народе Харлампиевский храм зачастую называли «морским». Величественная снаружи и благолепная внутри, Харлампиевская церковь ремонтировалась и украшалась за счет своих прихожан и жертвователей, среди которых были представители известных купеческих династий Хаминовых, Трапезниковых, Сибиряковых, Портновых, купеческие компании которых организовали ряд морских экспедиций на Камчатку, Алеутские, Курильские острова. Прихожанином церкви был и знаменитый мореплаватель Григорий Шелихов. Церковь была построена в «русском стиле морских открытий» и была связана с освоением русскими Америки и открытиями русских купцов-мореплавателей. Здесь благословляли моряков уходящих в морские экспедиции по дальнейшему освоению Сибири и русского Севера. Не случайно, 5 марта 1904 года, именно в Харлампиевском храме города Иркутска состоялось венчание потомственной дворянки Софьи Федоровны Омировой и 29-летнего лейтенанта флота Александра Васильевича Колчака, возвращавшегося из полярной экспедиции. Исследованиям ледовой обстановки в русской Арктике и сбору базы данных для будущей навигации по Северному морскому пути Колчак посвятил около пяти лет. Именем адмирала Колчака назовут остров в Карском море и мыс. Позднее советское правительство «отменит» имя первооткрывателя.

 

Такие церкви, как Харалампиевская, надолго определили особенности церковного зодчества Сибири. Много раз храм страдал от разрушительных землетрясений, в страшном пожаре 1879 года выгорели незадолго до этого отремонтированные верхние приделы, пострадала колокольня и ограда, и каждый раз прихожане возвращали храму его великолепие. Эффектность объемного построения, острота силуэта, изящные надоконные картуши трапезной и четверика, рельефные дуги и завитки и сейчас восхищают нас своей изысканностью.

 

При Архангельской церкви в разное время существовало несколько разных социальных заведений, самым старым из которых была богадельня, построенная на средства иркутского купца А. П. Трапезникова.

 

С 1841 г. Архангельская церковь начинает заниматься обучением детей, занятия для которых вел местный диакон. В 1865 г. по усмотрению епархиального начальства в его доме открывается приходское училище под названием Архангельского домашнего, в котором обучалось 20 детей.

 

Кроме того, в 1894 г. И. С. Хаминов, староста и жертвователь церкви открывает на свои средства приют для слепых, в котором не только обеспечивали проживание, но и учили людей грамоте по системе Брайля, музыке, рукоделию, различным ремеслам.

 

В 1889-1890-е годы по проекту иркутского архитектора В. А. Рассушина вокруг церкви была сооружена ограда с каменными тумбами и ажурной кованой решеткой, выполненной на заводе братьев Бутиных.

В начале XX века должность настоятеля Харлампиевской церкви занимает протоиерей Василий Флоренсов, широко известный в городе общественный деятель, гласный Иркутской думы, член Братства св. Иннокентия и ВСОРГО, а также знаток и переводчик бурятского и монгольского языков. Ему вместе с прихожанами суждено было пережить декабрьские бои 1917 года, когда убранство верхнего храм вновь было полностью разрушено, арест, освобождение и окончательное закрытие церкви в 1931 году. Постановлением ВЦИК 10 марта 1932 года церковь была закрыта. Община церкви отличалась от многих других особой сплоченностью и дисциплиной – церковь оставалась действующей до конца, прихожане заботливо сохранили утварь, ризницу, библиотеку и архив. После закрытия небольшая часть имущества была передана в краеведческий музей, но в основном оно было разорено и безвозвратно утрачено.

 

В здании храма, «ввиду острого жилищного кризиса», разместилось студенческое общежитие – объем был поделен перегородками на несколько этажей и ряды комнат, большие иконы, оставшиеся в храме, были использованы как столярный материал для изготовления дверей.

 

Следующим хозяином здания стала библиотека Иркутского университета, а затем оно сдавалось в аренду различным организациям. В 1995 году Указом Президента РФ (№176 от 20.02.1995) церковь объявлена памятником культуры федерального значения и принята под государственную охрану.

 

В 1998 году здание Харлампиевской церкви возвращено Иркутской епархии. Сегодня Божией милостью храм возрождается. Первый крест над обновленным куполом алтаря установили на пожертвования иркутян 14 октября 2005 года. Реставрация церкви под руководством священника Евгения Старцева началась в июне 2006 года. В городе Тутаеве Ярославской области для Харлампиевской церкви были отлиты колокола. Уже 25 ноября 2006 года состоялся подъем большого трехтонного Благовеста на вновь возведенную колокольню храма.

 

13 декабря 2009 года был освящен нижний Михаило-Архангельский предел и возобновились богослужения. К юбилею города Иркутска завершены восстановительные работы.

Католический костел Святого Обручника Иосифа

Церковь Святого Иосифа Обручника — католическая церковь, находящаяся в городе Тюмень, Россия. Административно входит в состав Преображенской епархии с центром в Новосибирске. Адрес: Улица Ленина, д. 7.

История

 

Римско-католический приход Святого Иосифа Обручника был построен в Тюмени в 1903 — 1906 годах на средства ссыльных поляков. С 1904 года в храме проходили службы. Немалую финансовую поддержку при строительстве оказал предприниматель А. Ф. Поклевский-Козелл.

 

В советское время храм, как и многие религиозные строения, использовался в качестве клуба красных директоров, спортзала, склада, студенческого клуба, «Дома ученых».

 

костел Св.Иосифа римско-католический приход — Anatoly1978 @ Panoramio

В 90-х годах XX века возвращён Церкви. После восстановления в 1993 году в храме регулярно проводятся богослужения. В 2004 году тюменская католическая община торжественно отмечала столетие храма.

Здание частного коммерческого училища купцов Колокольниковых

Самое значительное и величественное неоклассицистическое здание было возведено в 1908 - 1913 г.г. на одном из красивейших в городе мест — вершине затюменского мыса, между Троицким монастырём и Крестовоздвиженской церковью. Это было частное коммерческое училище. Купив участок, крупнейший тюменский предприниматель Колокольников не стал приспосабливать стоявшую там двухэтажную гостиницу под училище. Её снесли, и у столичного архитектора В.К. Олтаржевского был приобретён проект ( хотя, конкретно, этот факт не установлен и оспаривается тюменскими историками ), один из самых дорогих, получивший золотую медаль на Парижской выставке. Большое трёхэтажное сооружение с протяжённой каменной оградой построено за два года. Полностью же комплекс был завершён в 1913 г. Здание раскинулось на просторные площади, выделяясь среди окружения своими “чистыми” неоклассицистическими формами.

Училище получилось красивым и даже почти свободным от той сухости, которая нередко отмечала произведения академической неоклассики. Эта удача — не только результат мастерства известного архитектора, но и, несомненно, — следствие очень выигрышного местоположения.

Пространственная структура здания довольно сложна, но открыта и понятна с первого взгляда. Центральное ядро сооружения представляет собой высокий прямоугольник, с двух сторон фланкированный башнями-ризалитами, между которыми устроен ионический портик с большими арочными окнами. Сочленение крыльев с этим объёмом осуществлено посредством полуциркульных “шарнирных” вставок той же высоты, что и крылья.
Композиция коммерческого училища развёртывается вдоль фасадов, а не в глубину, как это было характерно для классицизма.

Некоторые детали — вазоны на аттике, “средневековые” башни-ризалиты c очень красивыми обрамлениями окон — свидетельствуют о комбинационной свободе, раскованности формообразования, свойственной эклектике.
 
Мысленно заглянем в интерьер это роскошного учебного заведения. Внутри здания коммерческого уцилища господствует ощущение спокойной негромкой торжественности. Большой вестибюль с кессонированным потолком, широкая трёхмаршевая лестница по его оси, просторные светлые коридоры - рекреации — всё это находится в явно ощутимой пространственной связи, создавая образ мажорной, гармонично уравновешенной архитектуры учебного здания. Чтобы не создавать дополнительных контрастов, такое значительное помещение как актовый зал никак не выявлен со стороны рекреаций второго этажа. А между тем интерьер этого зала своеобразен : общая его композиция соответствует эстетике классицизма, даже по бокам сценического портала стоят ионические колонны, но очертания арки портала выполнены “по законам” модерна — в виде тягучей, несколько вялой линии. Сочетание в одном интерьере приёмов двух противоположных по духу стилей весьма показательно и характерно для периода свободного выбора форм.

 
Напротив здания вдоль берега Туры когда-то располагался “Дунькин сад” — любимое место отдыха простого народа. постоянное обрушение берега оставило от этого сада лишь узкую полоску зелени. Короткая улочка ведёт вдоль берега к Троицкому монастырю, главы которого замыкают и украшают её. Величественное неоклассицистическое здание коммерческого училища, рядовые деревянные дома и монументальные формы собора — всё это гармонично и выразительно объединилось в сложный архитектурный ансамбль, выросший на естественной основе народных традиций и культуры. Такова почти вся тюменская архитектура. Декоративность, наивная правдивость и безыскусственность объединяют соседствующие друг с другом здания разных эпох и стилей. И даже появление в конце XIX — начале XX в. новых типов зданий и новых стилистических направлений ( неоруский стиль, неоклассика, модерн и другие ) и резкое увеличение объёмов и темпов строительства в городе не смогло разрушить гармонию архитектуры и природы, столь органично присущую всему русскому зодчеству.