Тюменский драматический театр

Инициатором первых театральных представлений в Тюмени был купец, городской голова Кондратий Шешуков. Основной целью первых благотворительных любительских постановок был сбор дополнительных средств для женской школы. Первое представление состоялось 9 января 1858 г.

(27 декабря 1857 г. по старому стилю) в зале уездного училища. Эту дату зафиксировала газета «Тобольские губернские ведомости» в своей статье от 8 февраля 1858 года. В постановке, помимо самого К. К. Шешукова, были заняты купцы Решетников и Прасолов, дочери купчих Злобиной и Юдиной, учителя Садков и Яковлев. Постановки пользовались успехом, на протяжении года самодеятельные артисты собирали полные залы.

С 1890-х годов попечителем театра стал купец А. И. Текутьев.

За свою историю театр неоднократно менял свое имя. В 1919 году ему было присвоено имя Ленина, а в 1924 году театр стали именовать Камерным. В 1935 году было открыто новое здание и театр назван в честь 17-ой годовщины Красной Армии. В августе 1944 года, в связи с образованием Тюменской области театр стал именоваться областным.

С мая 1924 года в Тюменском драматическом театре работала труппа которой руководил актёр и режиссёр Сабуров-Долинин. Он же был и директором театра.

В сезоне 1926 года в театре выступала очень сильная актерская труппа. В том году на подмостках театра играли Самаров, Дымоковская, Реут, Виноградова, Дмитриев, Чернорудный, Галина, Новиков. В репертуаре были исторические драмы, произведения русских классиков, революционные постановки, музыкальные спектакли. Спектаклей зарубежных драматургов было мало.

В 1938 году была создана стабильная, постоянная театральная труппа, до этого актёрский состав менялся почти каждый сезон.

С 1946 по 1948 гг. в театре работали Е. С. Матвеев, а с 1955 по 1958 — П. С. Вельяминов.

В течение последних десятилетий Тюменский драматический театр принимал участие в фестивалях в Сургуте, Магнитогорске, Новосибирске, выезжал на гастроли в Екатеринбург,Петропавловск, Петрозаводск, Псков, Фрунзе, Прживальск, Самарканд, Салехард, Ташкент, Санкт-Петербург, Омск, Минск, Смоленск, Москву, где всегда пользовался большим зрительским успехом.

На площади 400-летия Тюмени возвышается роскошное пятиэтажное здание Тюменского драматического театра в колониальном стиле. Светлое, торжественное, в коринфских колоннах, особенно красивое вечером – в мягком скользящем свете. Его называют театр-дворец. Переезд в этот великолепный храм искусства,подаренный театралам Правительством Тюменской области, состоялся в 2008 году.

Общая площадь театра составляет 31500 кв. м, под театром расположен подземный паркинг на 210 машиномест.

Но перемены коснулись театра не только снаружи, но и изнутри. Поменялось руководство театра, изменились творческие планы и репертуарная политика. Не смотря на торжественные, «дворцовые» интерьеры, Тюменский драматический театр не перестал быть любимым видом отдыха горожан и гостей города. Двери театра открыты для детей и молодежи, для ветеранов и пенсионеров, для бизнесменов и студентов, для всех без исключения поклонников театра!

Храм в честь Нерукотворного Образа Спаса

Первое упоминание о Спасской церкви г. Тюмени относится к первой четверти XVII в. В 1687 г. первый деревянный храм был уничтожен пожаром, после чего он был отстроен и вновь неоднократно уничтожался огнем на протяжении XVII и XVIII вв. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви.

По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 г. В 1797 г. храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 г. с освящением в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина).

В храме находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который ежегодно 20-23 июля носили Крестным ходом в село Каменка, где благодаря этому Образу совершилось чудо исцеления от повальной болезни. Спасская церковь является одним из самых ярких архитектурных образцов так называемого «сибирского барокко».

В 1837 г. Спасскую церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II вместе со своим воспитателем - поэтом Василием Жуковским. В 1893 г. при храме была открыта Спасо-Архангельская церковно-приходская школа.

В 1900-1910 гг. обязанности старосты Спасской церкви на общественных началах исполнял ее прихожанин, «Тюмени благодетель», купец 2-й гильдии Андрей Иванович Текутьев. Он регулярно помогал церкви деньгами, устроил хоры для клироса. Возле церкви похоронена его жена Евдокия Яковлевна (+1914 г.) и сам Текутьев.

В 1914 г. по желанию и на средства А.И. Текутьева было начато строительство северного придельного храма, в котором размещались два престола: на первом этаже - во имя преподобного Андрея Критского и преподобномученицы Евдокии, на втором – во имя святителя Иоанна Тобольского и преподобного Сергия Радонежского. Строительство завершилось в 1916 г. - в год смерти Текутьева. Позднее западные фасады основного и придельного храмов были объединены пристроенной к ним двухэтажной папертью-притвором в псевдорусском стиле. При церкви также находилась разобранная в 1930-х гг. отдельно стоящая колокольня.

С началом гонений на Русскую Православную Церковь в декабре 1929 г. церковь была закрыта. С 1930 г. здание церкви стало использоваться в качестве общежития, с 1950 г. передано Тюменской областной библиотеке.

В 1960 г. Спасская церковь была взята под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения и включена в реестр монументального зодчества местного значения. В 1982 г. в ней разместились фонды и научная библиотека Областного краеведческого музея.

15 июля 1991 г. Президиум Тюменского городского совета народных депутатов принял решение о передаче Тобольско-Тюменской епархии храма Михаила Архангела, комплекса Свято-Троицкого мужского монастыря и Спасской церкви. Однако областной краеведческий музей до сих пор не выполнил принятого решения, и здание церкви не передано под юрисдикцию Русской Православной Церкви.

24 марта 2002 года, в день Торжества Православия, при Спасской церкви был создан действующий по настоящее время приход. Члены прихода регулярно совершают у стен Спасского храма чтение акафистов. Приход окормляет духовенство Знаменского кафедрального собора.

Ежегодно верующими нашего города совершаются Крестные ходы к стенам Спасской церкви в праздничные дни: Светлого Христова Воскресения и на день чудотворного Образа «Спаса Нерукотворного» (29 августа) с проведением водосвятного молебна под открытым небом.

Особый Крестный ход состоялся 30 ноября 2008 года от Знаменского кафедрального собора до Спасского храма для погребения человеческих останков, обнаруженных на территории, прилегающей к храму, при проведении земельных работ в 2004-2005 гг., связанных с реставрацией и укреплением фундамента здания церкви. Погребение останков тел мучеников провели в братской могиле в восточной части храмовой территории, здесь же была отслужена панихида по невинно убиенным в годы богоборческой власти.

Спасская церковь – это храм на крови, вокруг которого вся земля усеяна человеческими косточками мучеников.

Свято-Троицкий мужской монастырь

начала освоения г.Тюмени для обслуживания населения и духовного их просвещения были построены церкви Рождества Христова, Спасская Ильинская, Михаила Маленка, В Ильинской церкви в I60I году был основан женский монастырь. А в 1616 году был заложен мужской монастырь.

На очень удобном и ответственном для города месте был расположен этот монастырь. Широкий плоский мыс между двумя речками и берегом Туры это своеобразная "Завязка" города. Монастырь на берегу стал основательно, закрепившись на нем высокими стенами и монументальными постройками.

Заложен был монастырь, как упоминалось ранее, в 1616 году (1610, 1621?) казанским монахом Нифонтом по указу царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь.

После большого пожара в городе была уничтожена большая ее часть, все церкви и женский монастырь. А также сгорела Спасо-Преображенская церковь мужского монастыря. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И.Иконников.

К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор (освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь Сорока мучеников (освещена в 1717 году). К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755 году. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь состоял уже в третьем классе и считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря.

Каменный Троицкий монастырь это образец истинного служения Богу Филофея Лещинского. Это умный деятельный человек, один из первых просветителей Сибири. Малоросс по происхождению, Лещинский закончил Киевскую духовную академию и через некоторое время был назначен экономом Киево-Печерской лавры. В 1702 году его назначают митрополитом Тобольским и Сибирским, а в конце следующего года он сообщает государю о необходимости завести в Сибири школы, учредить казенное пособие для учеников, организовать типографию, занимается строительством церквей города и монастыря. В 17II году Филофей принял схиму и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где и прожил (с пятилетним перерывом, когда он снова возвращался в Тобольск митрополитом) до самой смерти в 1727 году. После него остался не только каменный монастырь в г.Тюмени и тобольские постройки но также несколько славяно-русских духовных школ и почти триста церквей по всей Сибири. Однако главной постройкой Лещинский считал Троицкий собор монастыря.

Троицкий собор построен по древнему образцу - в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона Троицкий собор получил более живописную трактовку. "Избыточна живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным пределом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной аспиде, двумя одноэтажными "щипцовыми" стенками, венчающими торцы предела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму постановку их на четверике по странам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.

Вторая сохранившаяся церковь монастыря - Петропавловская. Это единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом церкви Георгиевской храм киевского Выдубецкого монастыря. Но это лишь предположение. Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), "трапезный" (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним.

Петропавловскую церковь Филофей Лещинский заложил последней, перед своей смертью. Строилась она тридцать лет. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в I760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия аспид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе - лишь "слепые" окна. Это зрительно делает его более устойчивым.

Четвертой каменной постройкой монастыря стали двухэтажные настоятельские покои, сооруженные в 1739 году в одной связи с оградою, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем. От дома настоятеля можно было увидеть все постройки монастыря - обе церкви, Троицкий собор, деревянные здания служб и келий, ограду. Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана. Все три монастырских храма поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывают друг друга и компонуются в сложную композицию. В центре этой композиции оказывается самый статичный и массивный Троицкий собор - главная ось и центр тяжести всего ансамбля. Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов.

Памятник В.И. Муравленко

В 2002 году у здания «Гипротюменнефтегаза» в июне был установлен бронзовый бюст Герою Социалистического труда, лауреату Ленинской премии В. И. Муравленко (на средства из фонда имени Муравленко).

Памятник В. Муравленко - создателю энергетического комплекса страны – находится по праву у здания Гипротюменнефтегаза, практически детища Виктора Ивановича. В дни профессиональных праздников работников нефтяной отрасли и юбилеев Виктора Ивановича Муравленко к памятнику по традиции возлагают цветы.

Муравленко – целая эпоха в истории нефтедобывающей отрасли страны. Его именем названы город в Тюменском крае и улица в областном центре. Муравленко говорил: «Масштабы открытий, появление на геологической карте все новых и новых месторождений «черного золота» заставляют нас, нефтяников, думать над тем, как быстрей и с наименьшими затратами поставить природные богатства на службу Родине».

Сквер Святителя Филофея Лещинского

Авторы памятника  екатеринбургцы – скульптор Л.В. Кузаков и архитектор А.Ф. Медведев. В центре композиции  - фигура святителя Филофея. Арка, увенчанная крестом, аллегорически изображает свод храма. В правой руке митрополит держит крест, под сень которого собирает коренные народы Сибири и пришлое население  - первопроходцев – казаков.
Напротив Филофея – скульптурные изображения остяка, вогула, казака. Взгляд Филофея обращен к созданной им Свято-Троицкой церкви.

Открытие памятника состоялось 27 июля 2007 г.

Парк имени Ю.А. Гагарина

Лесопарк им. Юрия Гагарина является «легкими» заречной части города. Он является памятником природы регионального значения,  границы которого начинаются сразу после поворота на Мыс с улицы Мельникайте.

Это остаток леса на левом коренном берегу Туры. В годы Отечественной войны роща была частично вырублена, деревья пошли на дрова. Площадь исторического леса была 120 га, сейчас осталось лишь 105 га. В центральной части лесопарка в свое время находились: противотуберкулезная больница, дачи обкома, реанимация.

Сегодня лесопарк Гагарина – это парковая зона, где отдыхают городские жители, прогуливаются молодые пары, катаются на лыжах. В 2006 году роща была огорожена новой оградой, имеется собственный лесник.

Отметим, что памятник природы "Мысовская дача" был переименован в 2004 году в комплексный памятник природы регионального значения "Лесопарк имени Ю.А.Гагарина". Площадь памятника природы составляет 104,8 га. На территории памятника природы запрещены все виды деятельности, способные нанести ущерб охраняемому объекту, разрешено собирать грибы и ягоды.

Памятник природы находится на территории Тюмени и включает в себя: березняки и сосняки естественного происхождения; кустарники, травянистую растительность, археологический памятник "Мысовские курганы", редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и грибов.

Музей - усадьба Колокольниковых

Музей-усадьба Колокольниковых – это единственная сохранившаяся в Тюмени классическая купеческая усадьба. Фасад здания выполнен на границе неоклассицизма и барокко с элементами традиционной тюменской резьбы, в то время как единое стилевое пространство создают интерьеры: празднично освещённый роскошный двусветный зал, стены, украшенные живописными портретами семьи Колокольниковых

 

Постоянная экспозиция  «История дома XIX- XXвв.»  знакомит с историейкупеческих семей Иконниковых и Колокольниковых, с историческими событиями, происходившими в этом доме: посещение дома в 1837 г. будущим императором Александром II, в свите которого был и великий русский поэт В.А. Жуковский. А в 1919 г. здесь размещалась штаб-квартира маршала В.К. Блюхера. Стоимость билетов от 10  до 50 руб. Экскурсионное обслуживание (группа 1–10 чел.) от 200 руб.

Кроме того, вы можете посетить нашу новую выставку одного предмета «Острожская Библия». Представленное издание было напечатано в 1581 году в г.Остроге, в типографии украинского князя Константина Острожского дьяконом Иваном Федоровым и его помощниками. Впервые текст Писания был представлен в полном объеме на церковнославянском языке с использованием кириллического алфавита, что явилось крупным событием церковной и культурной жизни славян, способствуя распространению православия и грамотности. Всего из тысячи выпущенных книг, до наших дней сохранилось полностью или частично не более 350 экземпляров. Вход бесплатный.

Церковь святого праведного Симеона Богоприимца

В 1871 году на личные средства купца первой гильдии, почетного гражданина города Тюмени Семена Михайловича Трусова было построено здание сиропитательного заведения, или сиротского приюта, названного Владимирским, в память о посещении Тюмени Его Императорским Высочеством Великим князем Владимиром Александровичем.

В разные годы в приюте проживало от 20 до 50 детей. Со стороны Царской улицы (нынешняя ул. Республики) был устроен специальный желобок, куда клали младенцевподкидышей, чтобы те сразу могли попасть внутрь здания. В заведение принимались дети, чьи родители погибли или не могли прокормиться. Для сирот была организована церковно-приходская школа с четырехгодичным сроком обучения, помимо которой воспитанники обучались различным ремеслам. Приют также решал задачу трудоустройства своих выпускников.

В 1879 г. попечитель Владимирского сиропитательного заведения С.М. Трусов обратился в Тюменскую городскую Управу, к Тобольскому губернатору и епископу Ефрему с прошением о строительстве домовой церкви. После кончины С.М. Трусова дела по возведению церкви приняла на себя его дочь Фотина Семеновна Серебрякова. В 1885 г. церковь была построена и освящена в честь святого праведного Симеона Богоприимца. До 1887 г. Свято-Симеоновская церковь была приписана к Успенскому храму, а затем возведена в самостоятельную, с собственным священником и псаломщиком. Ее дубовый иконостас с резными колоннами был исполнен художниками и мастерами г. Москвы. Стены и купол храма были выкрашены масляной сиреневой краской и расписаны изображениями, в миниатюре напоминающими храм Христа Спасителя. В куполе был изображен Господь Саваоф с младенцем на груди, а на четырех подкупольных склонах – четыре евангелиста.

Октябрьская революция 1917 года и последовавшие за ней десятилетия гонений на Церковь уничтожили плоды милосердия и благотворительности. В 1920 г. храм был закрыт. С 1930 г. в здании бывшего приюта разместилась Совпартшкола, с 1944 г. – педучилище №1. В 1963-1999 гг. здесь располагался морфологический корпус Тюменского мединститута.

В 1999 г. здание храма святого праведного Симеона Богоприимца было возвращено Тобольско-Тюменской епархии. Строительновосстановительные работы продолжались с 2000 по 2004 гг. 4 марта 2004 г. было совершено освящение и установка крестов на куполах храма. По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, в 2000 г. здесь начал осуществляться выпуск газеты «Начало», переименованной затем в «Православный просветитель» и в 2001 г. ставшей журналом. В том же году при храме было создано общественно-молодежное движение «Сибирь молодая православная» и духовно-просветительский центр. В 2002 г. при духовно-просветительском центре начали работать богословско-педагогические курсы.

В настоящее время в историческом здании Владимирского сиропитательного заведения располагается Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии. Здесь же действуют Епархиальный паломнический отдел, библиотека Знаменского кафедрального собора и Тюменского благочиния, Душепопечительский центр, отдел благочиния по работе с детьми и молодежью, Богословские курсы при отделе по религиозному образованию и катехизации. В здании проводятся огласительные беседы перед Таинством Крещения, заседания Общества трезвости и трезвения, семинары для преподавателей воскресных и общеобразовательных школ, детские и молодежные творческие конкурсы, утренники и вечера. В домовом храме святого праведного Симеона Богоприимца совершаются акафисты и молебны.

11 мая 2010 года в здании храма Святого праведного Симеона Богоприимца состоялась рабочая встреча Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия с Губернатором Тюменской области Якушевым В.В., в ходе которой были затронуты вопросы дальнейшего благоустройства храмовой территории.

С 2000 по 2006 гг. настоятелем храма являлся иерей Вячеслав Горшков, в 2006-2007 гг. - иерей Григорий Мансуров. С 2007 г. председателем Приходского совета является протоиерей Сергий Швалев, с 2008 г. - благочинный протоиерей Андрей Сбитнев.

Памятник Р.-Ю.Г. Эрвье

Памятник был заложен 14 апреля 2004 г. и открыт 14 апреля 2006 г. в канун дня рождения Юрия Эрвье перед зданием Главтюменьгеологии, который он возглавлял в 1960-70-е гг.

Сам памятник из серебристо-серого материала представляет собой фигуру молодого геолога Эрвье в экспедиционной одежде. Эрвье опирается на большой камень, который олицетворяет тюменские недра, пробуренные специальным долотом. Постамент памятника выполнен из чёрного гранита, который символизирует нефть. Высота памятника составляет 2,8 м. Валун, на который опирается скульптура, был привезён к зданию Главтюменьгеологии по указанию самого Юрия Эрвье. Надпись на валуне гласит:

Эрвье Юрию Георгиевичу. Благодарная Тюмень

Автором памятника выступил тюменский скульптор член Союза художников России Виктор Афанасьев - его работа была признана лучшей из четырёх представленных на конкурс работ претендентов. Архитектором памятника стал член Союза архитекторов и Союза художников РФ, заслуженный архитектор России Виктор Станкевский. На создание и установка памятника было потрачено в 18,5 млн рублей. Тюменская область выделила из бюджета 11,5 млн руб., которые были израсходованы на благоустройство территории и подготовку площадки для памятника. Администрация Ямало-Ненецкого округа предоставила 4 млн рублей, Ханты-Мансийского округа — 1 млн рублей. Кроме того, установку памятника финансировали организации Ямбурггаздобыча, НОВАТЭК, «Лукойл — Западная Сибирь» и некоторые другие компании.

Музей изобразительных искусств

Основанный в 1957 г. как картинная галерея, сегодня Тюменский областной Музей изобразительных искусств считается одним из лучших художественных музеев за Уралом. Гордостьмузея изобразительных искусств в Тюмени — целостное собрание изобразительного искусства, включающее уникальную коллекцию русской портретной живописи XVIII — начала XX вв., картины западноевропейских художников XVII—XIX вв., а также работы советских и современных художников и скульпторов. Декоративно-прикладное искусство представлено фарфором Императорского завода, коллекцией тобольской резной кости, глиняной игрушкой и такими ценными предметами, как английский веджвудский кувшин ХVIII в. и тарелка дельфтского фаянса ХVII в.

В постоянной экспозициитюменского музея ИЗО представлены живопись и скульптура отечественных художников ХХ в., тобольская резная кость, российская скульптура 1960—1990 гг., стекло, керамика, фарфор и многое другое.